Танец гросфатер – старинный, с неизменным юмористическим характером. Его было принято исполнять на торжествах, на которые приглашали всех членов семьи в XVII-XIX вв. Считается, что он зародился в стране под названием Германия, как разновидность контрданса. Он сохранил живость, доступность и универсальность своего предшественника. Он был далек от придворной церемониальности. Его танцевали исключительно в тесном кругу близких людей. Особенности танца заключались в том, что он был веселым и выступал в качестве безумного заключительного аккорда, в том числе и на вечеринках аристократов. Гросфатер обычно закрывал праздник, а поэтому не редко называли его немного по-другому, а точнее словом «Kehraus», которое переводится не иначе, как «последний».
Этимология названия
Слово «Гросфатер» в переводе с немецкого означает «дедушка». Откуда взялось такое название? Все из-за песни, под которую люди танцевали. В тексте речь шла о молодых бабушке и дедушке, которые были невестой и женихом. Изначально танец использовали исключительно во время шумных свадебных гуляний. Чуть позже включили его в свадебный марш Л. Шпора. Он был отблеском прошлого, а не актуальной мелодией. В РФ популярность к танцу гросфатер пришла из-за использования в балете П. Чайковского «Щелкунчик». Также его фрагменты встречались в пьесах Шумана «Карнавал» и «Бабочки».
История
Специалисты говорят, что связь гросфатера со свадебными торжествами прослеживается на протяжении всей истории существования. Во многих источниках фигурирует информация о том, что его используют только в этом качестве, а на деле сфера применения была обширнее. Танец был подвижным, шуточным, забавным. Его исполняли все, кто присутствовал на празднике. Пары выстраивались в вереницу, потом проходили по залу «журавлиной» проходкой, далее вальсировали или стремительно прыгали. Иными словами, можно подразделить танец на 2 части. Первая – исполнение в трехдольном размере, медленным темпом, а вторая – быстрое отделение и двудольный музыкальный размер.
Поклонником танца в РФ был Петр I. Он с удовольствием развлекался, устраивая повсеместно хорошую встряску для придворных. Он умел танцевать этот быстрый танец. Он делил на пары своих подданных, выстраивая их в пары, а сам вставал впереди. Сначала все шествовали печально-торжественно и тому способствовала медленная музыка (некоторые сходства с похоронным маршем). Потом же начиналась самая настоящая беготня. Она сопровождалась аккордами музыкантов. Все делали разные па, прыгали, скакали по лестницам, потом возвращались в бальный зал. Потом безобразие сменялось опять-таки степенными похождениями под похоронную музыку. В РФ танец перестал быть популярным в середине XVIII века.